Ниже перечислены факторы, которые препятствуют выздоровлению. Этот список составлен на основании опыта – моего собственного и других людей. Список растёт по мере того, как выздоровление продолжается.
- Залипание в одной или более форм явного сексуального употребления
- Отсутствие прогресса в победе над похотью
- Обращение к другим болезненным пристрастиям
- Недостаток честности с самим собой
- Неполная капитуляция
- Эмоциональная зависимость в браке
- Эмоциональная зависимость в отношениях без секса
- Контроль внешних обстоятельств
- Мы не находим того, что действительно искали в похоти
- Резюме
Залипание в одной или более форм явного сексуального употребления
Здесь многие из нас узнают себя. Мы пятимся от преисподней, брыкаемся, вопим и проверяем, в какой мере мы ещё можем употреблять. Я цеплялся за похоть в брачной постели либо физически, либо в моей голове. С ранних лет для меня секс всегда был связан с похотью. С момента, когда я осознал происходящее, прошло ещё много времени, прежде чем я смог полностью отказаться от похоти. Другие формы залипания включают в себя: поиск сексуальных партнёров на улицах, попытки установить связь, установление связей и их разрыв, в том числе на собраниях, употребление через взгляды, возбуждение самого себя, но не до оргазма, физическая близость или отношения без оргазма, осознанный секс во время сна. Вариации бесконечны. Если бы кто-то мог незримо понаблюдать за нами, он бы увидел самую настоящую зависимость в действии.
Отсутствие прогресса в победе над похотью
В самом начале я был вполне удовлетворён тем, что просто не употреблял похоть. Когда ломка прошла, оказалось, что трезвым оставаться не сложно. Моё внимание было сфокусировано на внешнем. Снаружи чаша казалось чистой, но внутри она была полна всяческой нечистоты, например: залипанием на сексуальных или романтических фантазиях. Сейчас я знаю о разных масках, которые использует похоть, но тогда я этого не знал. Всё бо́льшая победа над похотью – вот наша цель, но если мы попадаем в западню отсутствия прогресса, то выздоровление невозможно. Если бы существовала возможность проскользнуть внутрь нашего ума и прочитать наши мысли, наше истинное состояние стало бы очевидным.
Обращение к другим болезненным пристрастиям
В первые годы другими болезненными пристрастиями, к которым я прибегал (не отдавая себе в этом полного отчёта), были: негодование, телевизор и секс в браке. Я считаю негодование самой настоящей зависимостью, потому что я всегда обращался к нему, чтобы искажать восприятие других людей, изменить своё настроение и уклониться от встречи с собой. Да, пребывание в плену негодования парализовало моё выздоровление. Я уже рассказывал о том, как открыл у себя болезненное пристрастие к сексу в браке. Что касается телевизора, спустя годы отчаянной борьбы я пришёл к заключению, что не могу совладать с тем влиянием, которое он оказывает на меня. Я использовал его, чтобы сбежать из реальности, он был моим наркотиком, держал меня в своей власти. И цена утраты Настоящего из-за него становилась всё более и более неприемлемой. Поэтому я в конце концов отказался от телевизора с помощью работы по Шагам. В прошлом году я с неохотой признал, что подобным образом для меня дела обстоят и с фильмами. Многие члены АС делятся, что прогресс в их выздоровлении позволил им исследовать, злоупотребляют ли они другими формами поведения или веществами.
Недостаток честности с самим собой
В первые несколько лет я, очевидно, был одним из тех, кто «не способны быть честными с самими собой», и которые не усваивают и не развивают «образ жизни, требующий неумолимой честности». Эта неспособность «ходить во свете» есть не что иное, как самоослепление. Мы не делаем постоянную работу по самораскрытию, не делимся на собраниях мыслями и намерениями сердца. Либо, когда мы делимся, наша “честность” является механической, фальшивой, в нас нет капитуляции и опоры на Бога. С виду мы можем казаться “очень честными”, но на самом деле нами движут иные мотивы, мы не хотим изменений характера. Возможно, у нас “сливная честность”, где нет ни Бога, ни препоручения.
Неполная капитуляция
Полумеры. Например, использование Программы с целью вступить в отношения, вступить в брак или заняться сексом снова. Подобные запросы и требования к выздоровлению отрезают человека от исцеляющей силы Шагов и выталкивают в колею ложного “выздоровления”. «Полумеры нам ничем не помогли». В этом случае слова «Да исполнится воля Твоя, а не моя» никогда не становятся реальностью в нашей жизни. Вряд ли, попытки сторговаться приведут к выздоровлению.
Эмоциональная зависимость в браке
Независимость так пока и не наступила, сексуальная и эмоциональная пуповина по-прежнему связывает с супругой или супругом. Это про меня! Особенно это верно для тех, кто уже долгое время состоял в браке до обретения трезвости. Такая несамостоятельность не дает нам увидеть истинную природу нашего дефективного “я” и ущербных отношений точно так же, как это делает залипание в какой-нибудь другой зависимости. В трезвости или нетрезвости, брачные отношения как таковые зачастую являются зависимыми отношениями (например, в виде зависимости от секса или созависимости). Всё ради ложного спокойствия – играем свои старые роли в старом надоевшем спектакле.
Эмоциональная зависимость в отношениях без секса
То, что сказано выше о браке, применимо и здесь. Например, эмоциональная связь с бывшим, потенциальным или воображаемым партнёром. Даже в отсутствие секса мы испытываем эмоциональную зависимость, которая является ядром нашей болезни и имеет над нами невероятную власть. Спросите об этом тех, кто только установил границы на отношения! Вот почему столь многие из нас приходят к убеждению, что сущность нашей болезни – не сексуальная, но духовная, она несоизмеримо сильнее физической стороны, хотя не настолько явная. «Пожалуйста, соединитесь со мной и сделайте меня целостным…». Так мы начинаем видеть страшную силу того, что некоторые из нас называют зависимостью от романтики и отношений.
Контроль внешних обстоятельств
Над моей партой в колледже висел плакат: «Самоотречение во имя Успеха». Видите заблуждение? Если я лучше смогу контролировать, что происходит вокруг меня, то я получу контроль над собой. Некоторые из нас могут настолько вдохновиться этой разновидностью ложного выздоровления, что от попыток всё контролировать голова пойдёт кругом. И если мы терпим неудачу, то напрягаемся ещё больше и говорим: «На этот раз я собираюсь добавить то-то и то-то к моему списку запретных вещей». Мы производим впечатление людей с твёрдыми моральными убеждениями. Попытки употребить похоть через взгляды происходят “строго по секундомеру”. Мы становимся своего рода приверженцами спартанской физической дисциплины. Одна за другой сферы нашей жизни оказываются под нашим контролем, и мы наконец обретаем уверенность, что защитили все слабые места. Вдруг, как обычно, обнаруживается что-то, чего мы не учли. Затем мы приходим к печальному осознанию, что этой игрой всё время управляло наше эго, а не вдохновлённое Шагами духовное пробуждение.
На уровне Сообщества эго стремится также захватить контроль: «Я буду контролировать человека, группу или ситуацию, и это будет означать, что я обрёл контроль над самим собой». Когда наши лидеры ведомы такой позицией, она может вселять свой эгоистический дух и силу в Сообщество и формировать его по своему собственному образу, будь то на уровне группы, интергруппы или даже на уровне всего Сообщества. О да, эта установка действует против подлинного выздоровления, не давая нам увидеть реальное положение вещей, потому что она убирает со сцены Бога и других людей, и передаёт бразды правления единоличному “я”.
Мы не находим того, что действительно искали в похоти
Подлинное выздоровление изменяет меня – медленно, но верно. Когда я изменяюсь, то начинаю иначе видеть мир. Уходит старое своевольное искажение реальности. Таким образом, мне неизбежно предстоит увидеть самого себя, других людей и Бога в новом свете. Я не мог бы выздоравливать, если бы не отказался от своих старых взглядов на других людей. Моё восприятие начало меняться, когда я освободился от своей злобы и негативных установок. Теперь я также задаюсь вопросом: можем ли мы действительно выздоравливать, оставаясь при нашем старом представлении о Высшей Силе? Разве не было наше прежнее понимание Бога величайшим искажением реальности?
Я мог исповедовать веру в Бога, но, оказывается, я верил в некую смесь Санта-Клауса, волшебника, супер-врача и родительской фигуры, даже если я использовал религиозную терминологию. Вы ни за что не смогли бы меня убедить, что я обращался к фальшивому богу моего собственного изготовления. Сейчас, когда я глубже вижу, насколько я болен, то познаю Бога совершенно по-новому. Выздоровление заключается в развитии глубоко личной Связи с Источником нашей жизни. Мы можем найти то, что на самом деле искала наша похоть.
Резюме
Если мы честны сами с собой, большинство из нас обнаружит у себя некоторые из этих препятствий к выздоровлению, а также увидят их у других людей. Нам полезно спросить самих себя: не загнали ли нас какие-либо из этих препятствий в ловушку фальшивого выздоровления? Мы осуждаем или порицаем друг друга? Нет. Мы благодарим Бога за то, что Он с нами, чтобы показать нам истинное положение дел и с любовью вывести нас к свету. Мы исследуем самих себя, отказываемся от фальши и стремимся к правде.
26 января 1988, испр.1/90