Как я препоручаю мой первый глоток похоти

Мой друг Марк звонит спонсору и говорит: «Я борюсь с…»
Спонсор в ответ: «Перестань», и кладёт трубку.
Марк снова звонит: «Я говорил, что борюсь с…»
В ответ: « А я сказал: перестань», и короткие гудки.
Марк снова звонит: «Почему ты говоришь ‘перестань’ и кладешь трубку?»
«Потому что ты говоришь, что борешься.»
«И?»
«Если ты борешься, ты не бессилен», и снова короткие гудки.

Препоручение основано на отношении, которое рождается из принятия бессилия над похотью (или любой другой частью себя) и неуправляемости своей жизни. Препоручение воплощает в жизнь суть Первого Шага:

 «Бывают моменты, когда у сексоголика нет эффективной внутренней защиты против первого глотка похоти. Ни он сам, ни любой другой человек не в состоянии оборонить его. Эту защиту может предоставить только Бог.» (ср. БК АА, 42) Препоручение означает смирение перед Богом и упование на Него.

В молитве препоручения есть несколько закономерностей из разряда духовных, подобно тому как взмах клюшки для гольфа подчиняется определенным законам механики. Для того чтобы сделать удар клюшкой для гольфа, нужно следовать правилам позы тела, хватки, направления и силы удара, а также его «сопровождения». Если не знаешь эти правила или не следуешь им, не будешь попадать в лунки. Точно так же не знать духовные законы препоручения или не следовать им означает не оставаться трезвым.

Это моя похоть!

В заключении главы «Преодоление похоти и искушения» Рой пишет: «Я всегда должен помнить, что похоть и дискомфорт во мне вызывает не кто-то другой – это делаю я сам(…) Похоть, от которой я хочу быть трезвым, это моя похоть. Я сделал её такой, какой она стала.» (БК АС, 213) Похоть не находится в каком-то человеке, образе или воспоминаниивне меня. Похоть «живёт» в моём мышлении.

В городе Нэшвилле есть большая статуя обнажённых танцующих мужчин и женщин. Гетеросексуала искушает вид женщин, гомосексуалиста — вид мужчин. Где похоть? – Не в статуе, а в голове тех, кто смотрит на неё. Многие проходят мимо, вообще не испытывая похоти.

Я считаю, что не существует «спусковых механизмов» – есть мои искушения быть одержимым похотью. Когда я отказался от выражения «спусковые механизмы», заработанный мною самим сексоголизм стал моей эксклюзивной собственностью. Я не жертва похоти – я преступаю закон своей похотью. 

Сказать «это моя похоть!» означает также воскликнуть «ЭТО моя похоть?» В начале моего выздоровления от 40-летнего употребления похоти я постоянно удивлялся, открывая всё новые аспекты поведения и отношения, которые мне приходилось признавать как проявления похоти. К примеру, я использовал солнцезащитные очки как возможность скрыть направление моего взгляда и лгал самому себе, что у меня чувствительные к солнцу глаза. Постепенная победа над похотью для меня в значительной мере заключается в обретении честности касательно того, как именно проявляется моя похоть. «Неумолимая честность» – помните, что это программа неумолимой честности.

Заметьте, что Рой в вышеприведенной цитате использует слова «всегда» и «должен». «Всегда» означает, что нет ни единого момента, когда это правило не применимо. «Должен» означает, что нет другого выхода. «Во все времена я обязан помнить, что это МОЯ похоть».

Я не хочу этого!

«Единственное условие для того, чтобы стать членом АС, – это желание остановить похоть». (БК АС, 257).

Моя духовная наставница спросила, считаю ли я, что, молясь, нужно произносить вслух различимые слова, чтобы Бог их услышал. – «Нет.» –  «Значит, ты веришь, что Бог знает твои мысли?» Я согласился. «Желание – не что иное, как мысль в определенной форме. Желание – это молитва.»

Третья Традиция – это молитва, которой каждый искренний новичок в АС молится, не осознавая этого. Она – выражение того необходимого смирения, на которое Бог отвечает своей благодатью – той самой, которая позволяет отказаться от похоти. Божья благодать – прожить один день в свободе от похоти. Божья благодать – найти сообщество АС. Божья благодать, которая подсказывает, к кому обратиться как к спонсору. Божий дар – найти надежду в литературе сообщества и в опыте других, кто, возможно, ещё более безнадёжен, чем мы сами. Божий дар, указывающий путь к решению проблемы сексоголизма.

Избрав путь желания остановить похоть, мы встретим ответвления, уводящие нас в сторону. «Я искренне хочу увидеть этого человека». «Я очень хочу вспомнить, как это было, что случилось, и представить, как это могло бы быть теперь». «Я ужасно хочу вернуть то ощущение». Когда я искренне молюсь желанием, о котором говорит Третья Традиция, у меня появляется возможность взять каждое “очень человеческое”желание, поместить его в коробку, подписанную «ПОХОТЬ», закрыть крышку и заявить, что я не хочу того, что там внутри! Желание остановить похоть – это упражнение в подлинном смирении, т.е. готовности отказаться от человеческих желаний ради высшего желания.

Лови!

Через два дня после моего первого посещения группы АС я прочитал в «Белой книге» сразу над главой «Рассвет свободы»(стр.34): «Я не осознавал, что суть того, что значит быть человеком, состоит в свободе выбора. Бог не хочет забрать у меня возможность падения; Он хочет, чтобы у меня была свобода сделать выбор не упасть. Я всю жизнь молился самоправедной молитвой: «Пожалуйста, Бог, забери это!», не осознавая, что мое сердце при этом жалобно ныло: «… чтобы мне не пришлось от этого отказываться!» Я верил в Бога, но не сдался перед Ним. Такая вера ничего не достигла! Я так и не умер для похоти.»

Истина этого утверждения настолько меня поразила, что я вскочил на ноги и перечитывал отрывок снова и снова. На четвертый раз слова отошли на второй план, в то время как идея вырисовалась ясно и отчетливо: свобода от похоти достижима, только если я готов отпустить похоть, отбросить от себя – и отдать её Богу.

В первые месяцы выздоровления я представлял в уме очередной приступ одержимости похотью как изображение на листе, прикрепленном к мольберту, который я затем отрывал, комкал, превращая в бумажный мяч, и отфутболивал в воздух. Он никогда не возвращался обратно. Было время, когда я пользовался другим образом: я воображал, что моя одержимость была в небольшой лодке, которую я отвязывал от причала и толкал по направлению к середине пруда. Один мой подопечный в АС говорит: «Я оставляю её у алтаря в храме и поворачиваюсь к ней спиной». Мой спонсор говорит, что оставляет её у Божьих ног. Сейчас чаще всего в моём воображении я подбрасываю одержимость вверх обеими руками, как будто это кирпич. Не очень мудро находиться под летающими кирпичами – если только ты не уверен, что они не упадут обратно на землю.

Бог всегда «ловил» то, что я запускал в Его сторону. Один знакомый бейсболист замечал: «Бог – отличный принимающий игрок! Всё, что я бросаю, попадает прямо в Его перчатку!» Другой знакомый говорит: «Бог – как мусорная свалка, Он принимает всё, что я выбрасываю. Но Он – не мусорщик, Он не придёт сам, чтобы взять мусор».

Для меня понять эту истину означало действительный рассвет свободы.

Мы просим Бога забрать это

Это молитва Десятого Шага (БК АА, 82)[1]. Почему те, кто были в числе первой сотни анонимных алкоголиков, поместили эту молитву в свою настольную книгу? – Всё просто: потому что эта молитва работает. Эти сто алкоголиков, выкарабкавшиеся из безнадёжного состояния души и тела на самом деле были частью первых шестисот. Сто вылечились, остальные пятьсот умерли от алкоголизма. То, что не работало, не попало в «Большую книгу». Были записаны лишь точные, ясные, конкретные указания, которые работали для тех, кто тщательно следовал им. 

Когда мы просим Бога, чтобы Он забрал, Он забирает. Просить о чём-либо Бога означает молиться. То, в какие именно слова мы облечём молитву, кажется второстепенным.

Когда я начинаю работать как спонсор с новым подопечным, я говорю ему прочитать главу «Преодоление похоти и искушения» и подчеркнуть всё, что похоже на молитву. Рой оставил нам много молитв, которые стоит повторять дословно, например: «Пожалуйста, помоги мне найти в Тебе то, чего я ищу сейчас на самом деле» (БК АС, 210). Что касается других, он просто описал суть, как в №16 той же главы(«Изгони это вон»), и тогда нужно выразить её своими словами. В некоторых местах Рой описывает некий духовный принцип, который также можно превратить в молитву: «И в той степени, в которой я могу ‘соединиться’ с позитивной Силой (с Богом), в той же степени я могу ‘отсоединиться’ от негативной во всех её проявлениях.» (БК АС, 204)

Мой совет звучит: «Если это похоже на молитву, подчеркивай, а затем выпиши всё на листке бумаги (не в телефоне). Носи его с собой, доставай несколько раз в день и читай эти молитвы. Пользуйся ими, когда появляется искушение одержимости – тебе не нужно выучивать их наизусть, нужно лишь помнить, что они у тебя в кармане.» Разным людям помогают различные молитвы. Многие постепенно придумывают свои собственные молитвы. Однако для начала воспользуйся опытом Роя, нашего первопроходца. Он оставил нам те молитвы, которые помогали, а то, что не помогало, осталось за бортом.

Молитва, которая помогает мне ощутить наиболее глубокое препоручение, это просьба о прощении за те мысли, которые у меня были против достоинства Божьих детей. «Отец, прости меня. Ты создал меня не для этого, не для того, чтобы я таким образом думал о Твоих детях. Это не настоящий я, это не тот, кем я хочу быть».

«Если мы сожалеем о случившемся и честно хотим, чтобы Бог вывел нас на путь добра и истины, значит, мы верим, что получим прощение…» (БК АА, 69). «Мы просим прощения у Бога и спрашиваем Его, как нам исправить наши ошибки.» (БК АА, 83)

Продолжайте наблюдать за тем, чтобы снова не появились такие черты как себялюбие, нечестность, злоба и страх. Если они появятся, надо просить Бога избавить нас от них.

Благодарю!

«Синяя книга» для меня – это молитвенник, в котором есть более трех дюжин молитв. Моя любимая из них – та, которую упоминает Билл после того, как он поборол искушение пойти в бар гостиницы, «выглядевший вполне привлекательно», вместо этого взял список церквей и решил позвонить какому-нибудь местному священнослужителю.

«Здравомыслие вернулось к нему, и он возблагодарил Бога» (БК АА, 150)

В молитве я прошу Бога забрать искушение – наваждение похоти, и Он удовлетворяет мою просьбу. «Благодарю, Боже.»

Когда Рой был на пути выздоровления уже в течение 12 лет, он препоручал искушения из страха того, что произойдет, если он не будет этого делать. Препоручение действовало, потому что он действовал, но т.к. страх был единственной мотивацией, радости в этом не было. После какого-то времени он задал Богу вопрос: «Разве нет ничего лучшего, чем страх?» И получил ответ от Бога: «Считайте великой радостью, когда на вашу долю выпадают различные искушения». Бог предлагал ему быть благодарным за искушения, и Рой попробовал следовать этому – и обрёл РАДОСТЬ! («Отклик радости», в «Выздоровление продолжается», 47-49) После двенадцати лет трезвости, основанной на страхе, искренний поиск привел Роя к выздоровлению, в сердцевине которого была радость. Он записал это и передал нам. Я узнал об этом через три месяца и с той поры не перестаю переживать радость, проистекающую от Божьего дара. Рой – действительно наш первопроходец, он проложил нам путь.

Осознать мысль, которая только что крутилась в голове и тут же исчезла, не так просто. Говорят, каждую секунду в сознании мелькает пять мыслей. Мы привыкли к тому, что мысли постоянно появляются и исчезают. Сказать себе: «Я уже передумал насчет этой похотливой идеи» – самая легкая форма самообмана. ЛЖЕЦ! ЛЖЕЦ! ЛЖЕЦ! Я бессилен перед похотью! Ни я сам, ни любой другой человек не в состоянии обеспечить действенную психическую защиту против первого глотка похоти. Никакая человеческая власть не освободит меня от сексуальной зависимости! Только Бог может – и Он только что снова это сделал, потому что я обратился к Нему. Благодарю, Боже, благодарю Тебя. Благодарю.

«Благодарю! Только что я ехал в машине, думал о том о сём и вдруг заметил кое-что, спровоцировавшее мою похоть. Да, МОЮ похоть, хотя я не хочу её. Я «бросил» её Тебе, молясь, и Ты сразу же забрал её. Это чудо! Прямо здесь и сейчас Ты пришёл на мой зов – я ощутил это невероятное событие: Ты вмешался в мои человеческие дела! Сам я не могу остановить похоть, но Ты сделал это! И теперь вместо того, чтобы просто предаваться мыслям, приходящим мне в голову по пути на работу, у меня есть возможность ощутить духовную связь с моим Творцом! Это круто – намного круче, чем любое моё дельце. Какая радость! Благодарю!»

–«ВСЕГДА ПОЖАЛУЙСТА!»–отвечает Бог.
–«Нет, серьёзно, я очень Тебе благодарен. А что, если я взамен хочу что-нибудь сделать для Тебя… Тебе что-то нужно?»
–«НЕТ, Я В ПОРЯДКЕ. Я ВЕДЬ БОГ.»
–«Ну, тогда может быть у Тебя есть друзья, которым я могу как-то помочь?»
–«ЗНАЕШЬ, ДА, ЕСТЬ. ИХ СЕМЬ МИЛЛИАРДОВ, ОНИ ВЕЗДЕ ВОКРУГ ТЕБЯ. ВЫБЕРИ КОГО-ТО ИЗ НИХ, ЗАТЕМ СПРОСИ МЕНЯ, И УВЕРЯЮ ТЕБЯ, НАЙДЕТСЯ СПОСОБ, ЧТОБЫ ТЫ ИМ ПРИГОДИЛСЯ. НА ТАКУЮ ПРОСЬБУ Я ВСЕГДА ОТВЕЧАЮ. Я ВООБЩЕ-ТО ЖДАЛ, КОГДА ТЫ СПРОСИШЬ.»

В чем лучше проявляется благодарность – в словах или в делах? Кому бы я ни задавал этот вопрос, все отвечали: «В делах.»

Мы решительно настраиваемся на то, как мы можем кому-нибудь помочь

Это из Десятого Шага (БК АА, 82)[1]. Так мы растём в понимании любви и в действенной терпимости. Мы продолжаем отслеживать проявления себялюбия, сразу просим Бога забрать их и решительно настраиваемся на то, как мы можем кому-нибудь помочь. Если мы не следим за собой, ситуация иногда выходит из-под контроля, и тогда мы звоним спонсору, чтобы поделиться и услышать, какие программные действия предпринять, в том числе возмещаем ущерб там, где его причинили. Но в целом, изо дня в день, наши нужды находят удовлетворение в каждом препоручении, принятом Богом, а Он принимает каждое препоручение, сделанное в смирении.

Настроиться на помощь другим – значит воплотить благодарность Богу за Его присутствие в нашей жизни. Это соответствует нашей природе Божьих детей. Это приближает нас к Богу, а именно в этом мы нуждаемся, когда отдаём Богу искушение похоти.

Я постоянно нахожусь в движении: или по направлению к Богу, или к самому себе. Если я поддаюсь гламурным иллюзиям своего собственного воображения, я отворачиваюсь от Бога и движусь по направлению к себе: я иду в том направлении, куда смотрю. Когда я препоручаю искушение, я снова поворачиваюсь к Богу и от себя. Решительно настроиться на помощь другим означает идти по направлению к Богу.

Дело не в том, что, думая о других, я отвлекаюсь от своей похоти. Нет! Тогда речь шла бы о простом человеческом усилии. «Если проблемы секса нас сильно тревожат, значит, мы с ещё большим рвением должны помогать другим. Мы думаем об их нуждах и что-то делаем для них. Это выводит нас за пределы собственного “я”». (БК АА, 69). Когда я пробиваюсь через скорлупу своего эго, я иду к Богу, радостный и благодарный.

Помощь другим – настолько глубокий опыт, что его можно сравнить с тем, как сексоголик открывает для себя Большую Книгу. С другой стороны, это настолько просто, как ослабить педаль газа для того, чтобы позволить впереди едущей машине перестроиться на автомагистрали. Можно поднять мусор, в то время как ожидаешь, пока наполняется бензобак твоего автомобиля. Можно почистить туалет, сложить постиранную одежду, опорожнить посудомоечную машину. Позвонить другу, улыбнуться незнакомцу, помолиться о тех, о чьем несчастье и боли говорится в сегодняшних новостях. Можно также сделать лишнее усилие, чтобы поддержать чистоту и порядок. Речь о том, чтобы быть супругом/-ой, родителем, братом или сестрой, внуком/внучкой, членом АС, гражданином, Божьим ребенком. Наш путь – применять эти принципы во всех делах и сферах жизни. Этот путь – бесконечное и увлекательное приключение.

Когда меня учили, как правильно играть в гольф (а у меня не очень хорошо получалось), мне пришлось посвятить отдельное внимание каждой из составляющих этого умения. Я работал над хваткой до тех пор, пока клюшка не касалась мяча при ударе под правильным углом. Я оттачивал правильную позу тела, чтобы удар получался точным. Я упражнялся  в силе и направлении удара, а также его сопровождении. Помнить все эти подробности было нелегко и утомительно, и я часто ошибался. Но после того, как были опорожнены несколько ведер с мячами для гольфа, я совершал очередной удар и – БУМ! – всё вдруг выходило так, как нужно.

Овладение духовными законами препоручения атак похоти может казаться тяжелым и утомительным, и когда наступает «жаркий момент», легко ошибиться. Не волнуйся – Бог точно знает, где ты находишься и что стараешься предпринять. В тот момент твоё желание препоручить равносильно препоручению. Несколько сот препоручений спустя ты вдруг заметишь, как сам помогаешь другим без какого-либо беспокойства.

«Это моя похоть! Я не хочу её! Лови! Дай мне найти в Тебе то, что я искал в той мысли… Благодарю. Я позвоню тому новичку.» Я вмиг освобожден от похоти – свободен любить Бога и других людей, вызволенный из пут себялюбия. Так же быстро, как похоть проникает в мои мысли, Бог забирает её, и я оказываюсь в духовно лучшем состоянии, чем был до искушения.

Мой собственный опыт постепенной победы над похотью через препоручение учит, что чем меньше времени я оставляю между атакой и сдачей, тем дольше становятся интервалы между искушениями: чем быстрее я сдаюсь, тем реже мне приходится это делать.

Когда мы работаем по шагам из Большой Книги под руководством спонсора, которым руководит Бог (потому что он сам проработал шаги из Большой Книги под руководством спонсора, которым руководит Бог), к нам приходит духовное пробуждение, а наваждение похоти уходит. Однако искушения периодически возвращаются. Но тогда, если я нахожусь в готовности в каждое мгновение сдать любое проявление эго, молитва начинается как будто сама по себе. Она рождается где-то внутри, в глубине, и следующее, чем я вдруг занимаюсь, – подбираю бумажку с тротуара, улыбаюсь ребенку, звоню подспонсорному… Постепенная победа над похотью еще не одержана – она лишь становится всё интереснее и достигает всё более глубокого уровня.  

Лично я никогда не звоню людям в сообществе, чтобы сдать искушение похоти. Я научился «сдаваться» из программной литературы, и это всегдаработает для меня: Бог освобождает меня от приступа похоти в то же мгновение. Тем не менее, я звоню людям в программе, и очень часто. Я звоню для того, чтобы спросить, как у них дела. Я не жалуюсь на сотрудника, с которым у меня конфликт, или на то, что в фильме попалась токсичная сцена. Цель моего звонка – быть полезным другому человеку; о моих нуждах заботится Бог.

Это отвечает той договоренности, которую я взял на себя в Третьем Шаге. 

«Удали мои трудности, чтобы победа над ними была свидетельством для тех, кому я буду помогать Твоей силой, Твоей любовью и Твоим образом жизни.»

Если я завожу разговор о победе над похотью, то делаю это ради помощи кому-то, свидетельствуя о том, что Бог совершил в моей жизни. Я несу весть о Божьей Любви и Силе, делюсь примером жизни согласно Его образу. Бог забрал мои трудности – я свидетельствую. Так мы и договаривались.

Мгновенная свобода от первого глотка похоти жизненно важна, потому что, если я продолжу пить со скоростью 5 мыслей в секунду, я очень быстро опьянею. Для похоти не существует «правила трех секунд». Правило трех секунд – это когда на землю упал картофель фри. Три секунды – это пятнадцать глотков. Если бы это была водка, я бы опьянел. Тяга возникает скоро и увлекает с невероятной силой. Она желает моей смерти. Мне нужно освободиться от первого же глотка, причём сразу!

Если я держусь за похотливую мысль до тех пор, когда смогу позвонить кому-нибудь, а затем рассказать об этом и снова пережить произошедшее, тяга продолжает действовать. И как назвать поступком любви такое действие, если моим наваждением я нарушаю душевное спокойствие другого человека? Если честно, я не могу ответить на этот вопрос, потому что никогда так не поступал. Когда мне звонят, я предлагаю им молитву как выход, и некоторых это озадачивает, но это всё, что я умею. И я исхожу из того, что просящий помощи действительно хочет её получить.

Случалось, что моё своеволие заявляло о себе, или что я не сдавал первого глотка похоти. В таких случаях тяга растёт с невероятной скоростью и я начинаю скользить вниз по наклонному спуску в бездну. В такие моменты я научился молиться, молиться, молиться без устали и предаваться еще активнее помощи другим, для того чтобы найти успокоение от наваждения. Если меня увлекает тяга, то единственный шанс не сорваться – это молитва и служение. Я научился этому на собственном опыте, и здесь речь о чём-то не менее серьёзном, чем пожар в доме. Ничто не может быть важнее того, чтобы поскорее вернуться под Божью защиту и Любовь.

Когда одна сторона капитулирует на войне, солдаты складывают оружие и сдаются на милость победителя. Победитель же отбирает оружие и берёт врага в плен. Но Бог ведет себя с нами иначе: когда мы сдаёмся на Его милость, Он приглашает присоединиться к Нему.

Препоручение – это 12-шаговая программа действия. Это путь жизни. Здесь не идёт речь об одном отдельном событии, но о «важнейшей дисциплинарной функции», по выражению одного доктора. Наставник спонсора Роя говорил: «Мы делаем шаг и совершаем акт препоручения. Затем делаем ещё один шаг и снова совершаем акт препоручения. Неизмеримый Отец, вечный ребёнок, нескончаемое путешествие.» В этом – действие Двенадцатой Традиции: «Мы должны на практике следовать принципу подлинного смирения. Это необходимо для того, чтобы дарованное нам огромное благо никогда не испортило нас, чтобы в нашей жизни мы всегда с благодарностью размышляли о Нём, стоящем над всеми нами.» (БК АА, 181) Смирение дает доступ к благодати, благодать побуждает к благодарности, благодарность ведёт к еще большему смирению.

Для меня самое большое благословение, заключенное в препоручении похоти, – это постоянное осознание моей абсолютной потребности в Боге. Каждое препоручение похоти было упражнением в более серьёзном задании: препоручении себялюбия, нечестности, негодования, страха. Когда в Четвёртом Шаге Бог убедил меня, что Он в состоянии устранить любую форму своеволия, заграждавшего мой путь к Нему, я глубоко поверил, что могу препоручить любую часть себя: это действие стало стилем жизни для меня, необходимым для сохранения трезвости. Так я научился, что нуждаюсь в препоручении для того, чтобы выздоравливать, и это сработало. Получается, что Бог мне нужен во всём!

В момент, когда Рой находился на пути выздоровления в течение четырёх с половиной лет, он писал в своём дневнике: «Когда я вижу, как я бессилен перед эмоциями, страхами и жизненными обстоятельствами, я устремляюсь к Нему, и каждый раз получаю то, в чем нуждаюсь на тот момент. Всегда. Я, моя личность сексоголика, казалось бы, может всё меньше; в то же время, я делаю больше. Господь – моя сила, моя защита, мой щит. Это реальность для меня, оно действительно работает. Бог за Меня, Он идёт со мной по жизни!» (Начала 5:4) Рой, первым научившийся препоручать свою похоть, проложил нам путь. Он привёл нас в плодородную долину, взяв на себя тяготы первопроходца.

Тим (г. Нешвилл, США).

Анонимные Сексоголики